Как развивать речь у ребенка-инвалида с гидроцефалией?

Елена

Добрый день! Как развивать речь у ребенка-инвалида с гидроцефалией (дочке 1 год 9 месяцев)

Просмотры: 13 | 28.03.2025

Ответ:

Здравствуйте, Елена! С психологической точки зрения, трудности развития экспрессивной речи у детей преддошкольного возраста с врожденной гидроцефалией обусловлены недостаточностью подражательной деятельности, недоразвитием моторики,слухового и зрительного восприятия, памяти, предметно-практической деятельности, общения, т. е. с недоразвитием всей психомоторной базы. Поэтому для вашего ребенка будет очень полезны занятия по методу замещающего онтогенеза, в котором предпочтения отдаются именно психомоторному развитию. Обычно в структуру такого занятия входят : -дыхательные упражнения ( контроль дыхания- только через нос, только через рот, задержка вдоха, задержка выдоха ); -глазодвигательные упражнения ( например, взрослый берет яркий небольшой предмет и плавно водит предметом слева направо и в обратном направлении, вверх-вниз и к носу , а ребенок смотрит на предмет обоими глазами, не поворачивая головы, необходимо на 3-4 секунды удерживать предмет в крайних положениях ( лево, право, верх, низ), чтобы ребенок удерживал взгляд в этих крайних точках. - ползание (на спине, на животе, на четвереньках и в разных направлениях- прямо, назад, вправо, влево); -массаж ладоней и пальцев, ступней ребенка ( руками, жесткой щеточкой, мячом с шипами и т.д.) -игры с мячом ( катать мяч, кидать мяч, ловить мяч и сбивать предмет мячом); -развитие чувства ритма ( взрослый задает ритм , отстукивая его правой или левой рукой, ребенок повторяет; взрослый задает ритм, отстукивая его правой или левой ногой, ребенок повторяет); - развитие слухового внимания ( например ,игра «Угадай, что за звук»- предложите ребенку послушать как звучат предметы и материалы- погремите карандашами в коробочке или стакане, пошуршите бумагой, пощелкайте ножницами, позвените ложкой в стакане и т.д., затем предложите ребенку с закрытыми глазами определить какой из предметов издает шум. После того как ребенок научится определять источник звуков, усложните задание, предлагая угадывать последовательность из 2-3 шумов. Подробнее можно прочитать в книге А.В.Семенович «Метод замещающего онтогенеза», издательство «Генезис». Не забывайте, что для формирования речи ребенку помимо развития моторики и высших психических процессов необходимо нормальное эмоциональное состояние, желание и потребность взаимодействия с окружающими,больше гуляйте с ребенком на детских площадках, обращайте внимание ребенка на других детей, на их игры, пытайтесь включить своего ребенка в игру с другими детьми, желательно чтобы эти дети были чуть старше (например, 4-5лет). С уважением , Шикуля Н.А.

Назад к вопросам